Социальные
воздействия на переживание эмоции — это мощные силы
в развитии аффективной толерантности, а также способности
переносить боль (Tursky and Stern bach). На интерпретацию
телесных состояний сильное влияние оказывают приобретенные
в детстве социальные установки по отношению к определенной
эмоции (Schachter). В ранних психоаналитических трудах
подчеркивалось репрессивное отношение к сексуальности,
под влиянием чего Д. Лоуренс выразил мнение, что наше
общество столь же репрессивно по отношению к эффективности.
В дальнейшем стало ясно, что существующие в нашей культуре
установки против эмоциональности породили проблему,
которая не может быть проигнорирована современными аналитиками
(Sterba).
Сепарация-индивидуация
— это процесс роста и развития, регулируемый интенсивностью
чувств, которые могут быть выдержаны во время "пробного"
отделения. Этот процесс дает возможность развития аффекта
и возрастания толерантности к нему.
Сходным
образом, в детстве наблюдаются такие поведенческие акты,
как пробные отделения от родителей. Оставление ребенка
в яслях или в детском саду обеспечивает главную проверку
его способности выносить сепарационную тревогу. Для
детей, которые могут переносить тревогу, это — возможность
разнообразить объектные отношения, обогатить способность
самоудовлетворения и еще более увеличить аффективную
толерантность. Таким образом, мы можем добавить еще
одно диагностическое соображение при расстройстве обращения
с тревогой в латентном периоде и позднее: мы должны
задаваться вопросом: дело в подавляющей и интенсивной
тревоге, скажем, в случае фобии школы, или же у ребенка
недостаточна аффективная толерантность?
Те
бессознательные способы, которыми родители содействуют
развитию аффективной толерантности, не ограничиваются
тем, что они сами служат в качестве объектов идентификации
и позволяют такую идентификацию. Они имеют также бессознательные
ожидания относительно способности ребенка переносить
определенные болезненные аффекты и передают эти ожидания
ребенку посредством того, что они позволяют делать.
И наоборот, тот родитель, который постоянно вмешивается,
как только эмоции ребенка достигают минимального дистресса,
может способствовать формированию у
ребенка страха аффекта, неуверенности в своих силах.
Такие
реакции, как правило, выдают природу мотивации родителя
— содействовать чрезмерной зависимости.
|