Итак,
согласно Кристалу, в случае неудачи в формировании интроектов
заботы о себе — интрапсихических представительств заботящейся
материнской, а позднее и отцовской фигуры, ребенок,
а впоследствии и взрослый человек, не сможет обладать
внутренними функциями, включающими в себя способность
выдерживать душевную боль или состояния перевозбуждения,
уметь обращаться с ними без ущерба для собственного
личностного развития. Джон Кристал в своей работе много
ссылается на работы французских авторов и многие из
них, в первую очередь, МакДугалл хорошо знают его исследования.
Однако
серьезные различия в подходах начинаются с ответа на
вопрос о роли отца в ранних архаичных отношениях мать-ребенок.
Последовательность, обозначенная Кристалом — сначала
материнская фигура, а позднее отцовская — неприемлема
для всей французской школы психоанализа.
Дёниз
Брауншвейг и Мишель Фэн в своей работе "Ночь, день"
внесли существенный вклад в понимание отношений мать-ребенок,
описав важное значение для матери поддержания, сохранения
и развития любовных отношений со своим мужем.
Они
утверждают, что в этом случае имеет место пара: жена-муж,
которая важна для развития ребенка как отдельного субъекта.
Если подобных удовлетворяющих любовных отношений не
существует, или они чрезмерно конфликтны, то мать рискует
бессознательно использовать ребенка как сексуальный
и нарциссический объект для самой себя. Он становится
"ребенком ночи".
Если
же мать хочет, чтобы ребенок психически развивался,
она должна следовать его желаниям, а не он должен удовлетворять
ее сексуальные потребности. Для того, чтобы иметь возможность
делать это, она должна любить и быть любимой, то есть
быть в достаточно удовлетворяющих ее сексуальных и нарциссических
отношениях с третьей стороной — отцом ребенка. Это присутствие
Третьего как раз и дает ей возможность быть матерью
для своего ребенка, инвестируя в него как в "ребенка
дня".
|