Вряд
ли можно найти какой-либо намек на развитие или регрессию
аффекта в психоаналитических трудах до статьи 1955 года
Шура на эту тему. Шур "открыл" регрессию в
"эскпрессивных" аспектах эмоций, работая с
пациентами, страдающими от психосоматических расстройств.
Эти пациенты разделяли, совместно с аддиктивными и посттравматическими
пациентами, тенденцию проявлять аффекты, которые не
дифференцированы, не вербализованы и, следовательно,
не годятся для того, чтобы служить сигналами для индивида.
Работа с такими пациентами привела к разработке конкретной
эволюционной истории аффектов. Бреннер (1953) воспользовался
высказанным мельком замечанием Фрейда о том, что в младенчестве
определенные отклики на такие эмоции, как опасность
и утрата, могут еще не быть дифференцированными. Шур
(1955), Валенстайн (1962) и я (1962, 1970, 1975) считали,
что аффекты, должно быть, развивались из двух их общих
предшественников, состояния удовлетворенности и общераспространенного
отклика на дистресс. Новей (1959) изучал роль аффектов
в установлении структуры объектных и само- репрезентаций.
Шмайль (1964) достаточно детально описал генетическое
развитие аффектов.
Шур
был первым, кто "открыл" генетический аспект
эмоции для психоанализа, но за 25 лет до него аналогичные
мысли высказывала Бриджес (1930). И даже Бриджес использовала
еще более ранние идеи Ватсона (1919) и Дэшиэл (1928).
Бриджес заметила, что "относящиеся к внутренним
органам" паттерны реакций, подобно любой другой
форме поведения, по-видимому, подвержены процессам "дифференциации
и координации в ходе человеческого развития" (р.515).
Она далее заметила, что при рождении наблюдается реакция
"общего расстройства или возбуждения."
"...Трудно
сказать, испуган ли младенец, сердит или же даже приятно
возбужден.
...Такое
общее возбуждение в течение короткого периода времени
— возможно, нескольких дней или даже нескольких часов
— становится дифференцировано на два общих типа эмоции...",
которые Бриджес определила и описала как "дистресс"
и "наслаждение".
Хотя
труды Бриджес были недавно взяты на вооружение в качестве
основы при прямом наблюдении за детьми психологами,
занимающимися проблемами развития (их наиболее важной
работой является труд Льюис и Михалсон, 1983), психоаналитический
и психотерапевтический взгляд на аффекты оставался не
пересмотренным до тех пор, Шур не понял, что его психоаналитические
(дерматологические) пациенты испытывают регрессию в
"экспрессивном" элементе своих аффектов.
Давайте
теперь рассмотрим эволюционные линии, вовлеченные в
эпигенетическое развитие эмоции. |